«Действующей системой налогообложения по налогу на доходы физических лиц предусмотрены инвестиционные налоговые вычеты, которые ориентированы на снижение налоговой нагрузки налогоплательщиков, осуществляющих инвестиционную деятельность на рынке ценных бумаг», — указал Минфин в ответе АВО.
В комментарии РБК член совета АВО Алексей Пономарев сказал, что отрицательная позиция Минфина «вызывает недоумение». По его мнению, необходимость уплаты 13% с дохода по ценным бумагам делает их менее привлекательными для инвесторов по сравнению с банковскими вкладами, освобожденными от НДФЛ.
«Это привело к тому, что компании среднего бизнеса фактически утратили возможность привлечения долгосрочного биржевого финансирования, необходимого как для текущей деятельности, так и для реализации инвестиционных проектов по техническому перевооружению и модернизации производств», — отметил Пономарев.
Одновременно, начиная с марта 2022 года, банки серьезно ужесточили лимиты на кредитование среднего бизнеса, что вызвало жесточайший дефицит капитала у предприятий, добавил он.
Ассоциация считает, что вероятной причиной, обосновывающей позицию Минфина, являются выпадающие доходы бюджета. Но дело в том, что при сохранении НДФЛ с купона, при среднем купоне в 14 %, государство получит за год НДФЛ в размере 1,8 % от суммы инвестиций (то есть 18 руб. с каждой 1 000 руб., вложенной инвестором при размещении облигаций). При этом по данным ФНС, налоговая нагрузка на предприятия, к примеру, обрабатывающей промышленности, составила по итогам 2021 г. 9,2 % (то есть 92 рубля с каждой 1 000 руб. оборота). Таким образом, работающие предприятия платят в бюджет в 5 раз больше, надо только не ограничивать им финансирование. В результате теряет бюджет в виде непоступления налогов + нет новых рабочих мест из-за отсутствия развития предприятий (а рабочие места в МСП означают, что работник кормит себя, семью, не просит пособий у бюджета, плюс снижается социальная напряжённость). В финансировании развития промышленности есть огромный мультипликативный эффект.