Ассоциация с прошлого года активно сопровождает историю невыплат по еврооблигациям Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) – крупнейшей лизинговой компании России, и пришла к интересным наблюдениям.
Комментарий инвестора:
При оценке лизинговых активов не все рейтинговые агентства измеряют Чистые инвестиции в лизинг, также эта оценка не используется при составлении рэнкингов лизинговых компаний.
Комментарий эксперта:
У банков иммобилизованные активы вычитают из капитала. В оценке капитала лизинговых компаний было бы правильно не учитывать «неликвид».
Эмитенты были выбраны случайным образом в ходе дискуссий с инвесторами и экспертами рынка. Информация, представленная в таблице и в настоящей статье не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.
1 Ссылки на рейтинговые отчеты:2 Согласно рэнкингу Эксперт РА
- ГТЛК (AA-)
- ВТБ Лизинг (AA)
- Европлан (AA)
- Балтийский лизинг (AA-)
- Совкомбанк Лизинг (A+)
- МСБ-Лизинг (BB+)
- Роял Капитал (BB)
3 Согласно рэнкингу Эксперт РА
4 Данные на 07.07.2023, искомая дюрация 0.5-1.5, источник: Rusbonds
5 У компании отсутствуют бумаги в обращении, а действие кредитного рейтинга закончилось (рейтинг был присвоен в ноябре 2020 года, отозван в ноябре 2021). Компания была приведена в качестве наглядного примера для демонстрации раскрытия агентством НКР оценки собственной кредитоспособности (ОСК)
6 Ранее в апреле 2023 года у компании был подтвержден рейтинг на уровне BB+, оценка собственной кредитоспособности не раскрывалась
7 В рейтинговом отчете агентство отмечает, что «в июне 2023 года вышло сообщение о выставлении компании на открытый аукцион действующим собственником. Агентство будет наблюдать за ходом реализации сделки и планирует оценить изменения в структуре собственности ООО «Балтийский Лизинг» и их влияние на бизнес-модель компании, в связи с чем был выставлен статус «под наблюдением». Отсутствие оценки ОСК опять же не дает инвестору понимания, есть ли в рейтинге «премия» за поддержку с учетом этого комментария
В рейтингах нужно, чтоб они в релизах указывали, сколько баллов по каждому критерию из методологии они присвоили. И как вывели итоговый балл. Тогда резко возрастет возможность контроля общественного над ними.
Условно, если НКР в рейтинге по КЭС пишет, что сделки со связанными сторонами не являются существенными и ставит определенный балл, а мы видим, что по отчетности большая часть выручки от связанных сторон, т.е. есть повод оспорить этот балл и спросить с рейтингового агентства за это. Также и по выручке, по денежным средствам.
А пока мы читаем аморфный пресс-релиз, то трудно дискутировать на тему корректности уровня рейтинга. Нужно, чтобы пользователям рейтинга раскрывали количественные оценки каждого показателя.
Как они (рейтинговые агентства – прим. ред.) ставят оценку – загадка. Таким образом, они себе обеспечивают полную свободу и безответственность за решения аналитиков. В остальном, каждая методика РА вполне имеет право на жизнь, объективна и обоснована.
Ну, можно было ещё пару коэффициентов и показателей прикрутить, ну, хорошо. Но глобально обвинить их в ошибочности подходов я бы не смог. Эти пара коэффициентов глобальной погоды не изменят.
Поэтому, если РА будут публично нести ответственность за свою оценку и раскрывать аналитическое заключение – это будет большой прорыв. В коэффициентах я бы не копался – их право формировать методологию так, как они хотят.
Нужно в рейтинге учитывать собственный капитал лизинговой компании, не "нарисованный", а внесенный реальными деньгами. С точки зрения кредитного риска, капитал, созданный непонятным объектом недвижимости, ничего не дает инвестору, в отличии от капитала, внесенного деньгами. Лизинговые компании злоупотребляют «рисованием» капитала ради более высокого рейтинга.
Я считаю, не в коэффициенты надо лезть, а в прозрачность оценки, то есть в зону ответственности РА и аналитика лично.
Stand alone рейтинги лизинговых компаний существенно ниже, поскольку многие закрывают низкое качество принадлежностью к банку либо государству – это про крупный лизинг.
На мой взгляд лизинг и рейтинги одна из немногих сфер, где рейтинги не сравнивают надежность реально по трем причинам: масштабы компании (есть 3 разных вида, если не больше), разные типы имущества, разные суммы сделок внутри.
Необходимо, чтобы основным видом деятельности лизинговой компании был именно лизинг, чтобы компания не занималась вообще другой деятельностью, например, сдачей в аренду коммерческой недвижимости, не торговала машинами и так далее.