Лента АВО

Обращение АВО в Банк России по поводу нарушений «Лукойлом» правил раскрытия финансовой отчетности

Ниже приведён полный текст обращеиня, направленного в Банк России

В настоящее время в Ассоциацию поступают обращения частных инвесторов о том, что эмитент биржевых облигаций ПАО "Лукойл" (ОГРН 1027700035769) нарушает нормы пп. 2 п. 4 ст. 30 Закона № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" и Постановления Правительства РФ от 13 сентября 2023 г. №1490 «Об особенностях раскрытия консолидированной финансовой отчетности».
1. В соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 30 Закона № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» эмитент обязан осуществлять раскрытие информации на рынке ценных бумаг в форме консолидированной финансовой отчетности.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона № 208-ФЗ консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО.
В соответствии с п. 1. Постановления Правительства № 1490 организации вправе не раскрывать в отчетности сведения согласно Постановлению Правительства РФ от 4 июля 2023 г. № 1102 "Об особенностях раскрытия и (или) предоставления информации, подлежащей раскрытию и (или) предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона "Об акционерных обществах" и Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
2. Эмитент 12 марта 2024 года на странице раскрытия информации в сети Интернет раскрыл консолидированную финансовую отчетность за 2023 год. В примечаниях 2 (стр. 11) эмитент указывает, что отчетность подготовлена с изъятием определенных сведений и не содержит всю информацию, раскрытие которой обязательно в соответствии с МСФО.
При этом, помимо изъятий информации, допускаемых Постановлением Правительства № 1102 (нераскрытие информации о лицах, входящих в состав органов управления, о сделках с контролирующими и подконтрольными лицами, информации о контрагентах и т.п.) опубликованная эмитентом отчетность содержит существенное количество изъятий, не предусмотренных нормативными правовыми актами и произведенных эмитентом в нарушение норм действующего законодательства.
2.1. В соответствии с п. 38 МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности", организация должна представлять сравнительную информацию за предшествующий период по всем суммам, отраженным в финансовой отчетности за текущий период.
В нарушение указанного требования МСФО (IAS) 1, в отчетности за 2023 год отсутствуют данные показателей отчетности за 2022 год. При этом ни одним из нормативных правовых актов, допускающих нераскрытие информации, не предусмотрена возможность исключения эмитентом указанных показателей в отчетности за 2023 г.
2.2. В соответствии с п. 21 (IAS) 7 "Отчет о движении денежных средств", организация должна представлять основные классы валовых денежных поступлений и валовых денежных выплат, возникающих от инвестиционной и финансовой деятельности, по отдельности.
В нарушение указанного требования МСФО (IAS) 7 эмитент не раскрыл в Отчете о движении денежных средств ни одного направления ни поступлений, ни расходов денежных средств ни по инвестиционной, ни по финансовой деятельности (стр. 9). В ОДДС указано лишь сальдо потоков по каждому виду деятельности.
Отсутствие данной информации не позволяет инвесторам полноценно оценить изменения в финансовой структуре эмитента (включая ликвидность и платежеспособность), способность его адаптации к меняющимся обстоятельствам и возможностям, а также способность генерировать денежные средства.
Более того, поскольку дивидендная политика эмитента устанавливает, что величина дивидендов составляет не менее 100% от скорректированного свободного денежного потока, изъятие эмитентом информации о денежных потоках из Отчета о движении денежных средств, не позволяет инвесторам оценить величину предстоящих дивидендных выплат.
3. Согласно нормам МСФО, финансовая отчетность должна достоверно и полно представлять финансовое положение, финансовые результаты и денежные потоки организации.
Неправомерное сокрытие эмитентом значительной части информации в консолидированной отчетности за 2023 год вызывает глубокую озабоченность Ассоциации.
Надлежащее раскрытие информации является одним из наиболее значимых факторов для формирования доверительной среды, необходимой для эффективного функционирования рынка капитала и его устойчивого развития в долгосрочной перспективе.
Поддерживаем позицию Банка России, уделяющего особое внимание обеспечению публичными компаниями должного уровня информационной прозрачности для соблюдения баланса интересов всех участников корпоративных отношений, в том числе частных инвесторов и миноритарных акционеров.
Убеждены, что полнота и своевременность раскрываемой эмитентами информации является одним из основополагающих принципов функционирования рынка ценных бумаг и важнейшей гарантией защиты прав частных инвесторов.
Разделяем справедливую обеспокоенность инвесторов нарушением ПАО «Лукойл» норм п. 4 ст. 30 Закона № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" и Постановления Правительства РФ от 13 сентября 2023 г. № 1490 «Об особенностях раскрытия консолидированной финансовой отчетности».
Нарушение эмитентом норм действующего законодательства лишает инвесторов возможности получить полную информацию о финансовом состоянии ПАО «Лукойл» и результатах его деятельности, не позволяет осуществить надлежащую оценку рисков при принятии инвестиционных решений, что может привести к негативным результатам от операций с
ценными бумагами эмитента.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности", надзор за представлением и раскрытием консолидированной финансовой отчетности организациями осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Для устранения допущенного ПАО «Лукойл» нарушения законодательства, в целях защиты прав и законных интересов владельцев ценных бумаг прошу:

а) рассмотреть факт существенного нарушения ПАО «Лукойл» норм пп. 2 п. 4 ст. 30 Закона № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" и принять соответствующие меры надзорного реагирования;
б) уведомить Ассоциацию владельцев облигаций о результатах рассмотрения настоящего обращения.